Начинается также, как и у первого автора, с трагического: "Я отдаю себе полный отчет, что все, вся прежняя жизнь все эти тридцать лет как бы строительство демократической России, этот период закончился, раз и навсегда... , а это как мы теперь понимаем, была необыкновенно прекрасная жизнь... Можно было строить какие-то планы. Сейчас горизонт планирования у нас ограничен двумя днями. Боюсь, что эта вся этическая ткань нашей жизни, она сжимается, она как-то очень сильно изменяется.... Этика выживания, этика противостояния, она становится актуальной ". Было бы очень трогательно, если бы отзывалось где-то в сердце, или в душе. Но прекрасной жизнь была далеко не у всех, особенно в первые десять из последних тридцати лет. Не все смогли их пережить в прямом смысле этого слова. Но впечатление о тех годах создавали немногие, но очень активные и полезные для реформации государства, в первую очередь - деловые люди, предприниматели.
Люди культуры, искусства, тоже воспринимали с энтузиазмом то время, потому что для них открывались новые возможности: цензура практически была отменена на законодательном уровне, появилась возможность свободно плавать в мировом пространстве. Искусство - вне политики, культура - вне политики, спорт - вне политики, разве это плохо? Совместное экономическое хозяйствование. Разве это не шаг к всеобщему миру, к новой цивилизации? Этими надеждами и подкреплялось свершившееся в начале 90-х. И вот вдруг этот новый мир рассыпается прямо на глазах. Как тут не впасть в отчаяние.
Может быть, вот на этом отчаянии и рождается: "У авторитаризма и тоталитаризма ахиллесова пята - это патологическое неприятие гуманизма, милосердия, гуманности". Это все знают, или есть серьезные научные исследования в каких-то институтах, естественно, в западных? Еще в копилку этой неправды: "Мы должны как-то в нашей несчастной, совершенно дезориентированной и боюсь, что в разоренной в недалеком будущем стране, нам все равно придется об этом думать, потому что нынешняя модель она бесперспективна, и мы это прекрасно понимаем. Она разрушительна для страны... Мы остаемся последними бастионами гражданского общества".
Здесь уже честнее, потому что нет ссылки на всеобщее понимание "бесперспективности нынешней модели, разрушительной для страны". А что думает по этому вопросу народ, который не видит трагизма в принятом президентом решении? Социальные опросы говорят о значительной поддержке президента. Более корректное, чем примитивная ссылка на продажность социальных опросов: "У нас в России вообще большой разрыв между риторикой и жизненными практиками. Надо серьезно в этом разобраться и поверх этих цифр увидеть какието другие вещи". Естественно, а как же иначе можно принять то, что противно тебе. Но это еще не все: "Я видела довольно много людей, которые как-то мне совсем не близки по своим декларациям политическим, но в практической жизни занимаются наукой очень важными замечательными вещами. И этот парадокс, понимаете...". Парадокс в том, как это возможно людям с другими политическими взглядами заниматься замечательными делами? Только, если они говорят не то, что думают на самом деле. И никак иначе. Только так можно разрешить этот парадокс.
Думаю, полезным может стать волнение автора в том, как сильна идея империи в народе России: "Официальная пропаганда базируется на привычных традиционных имперских моделях. А империя как идеал, очень привлекательная ... огромному количеству людей. На этом, вообще, держится, наверное, государство лет последние 400". Если этой идее надо что-то противопоставлять, то что может быть лучше, как не выработка идеологии на ней. А то, чем озабочена автор: "Титаническая задача, стоящая перед нами, знаете, чтобы выработать какуюнибудь другую идею. Что мы можем противопоставлять идее величия империи?", разве не есть намерение ослабить те связи в народе, благодаря которым Россия и выживает последние лет 400, как отмечает автор.
"У нас народ никогда не удовлетворяет ничьим требованиям. Государство возмущается, что народ у нас не тот, оппозиция возмущается, что народ у нас не тот". То, что государство недовольно народом, надумано, а вот то, что оппозиция недовольна народом - это так и есть. Народ плохо голосует за партии, которые хотят ему лучшее будущее, народ поддерживает авторитарный режим, не слышит голоса добра и гуманизма: "Наша беда .. . у нас нет пока этого языка с более широкой частью общества. Значит, его надо искать".
Должно быть, советский образ жизни и мыслей сильно расходился с гуманистическим образом Запада, что отрицанию подлежит вся советская культура: "Советская власть 70 лет, извините, прожирала то, что было создано до нее 50 преформенных лет. Назовите мне хоть один музей, созданный в советское время, который по уровню может быть сопоставлен с дореволюционными музеями. Потому что музей - это закрепление, мы понимаем, всей культуры в каких-то отлитых жестких формах. То, на чем выросло несколько поколений советских людей, это все, что было создано до того... И на этом наследии мы так и просидели". Очень слабая и плохая попытка унизить культуру народа своей страны. С таким видением жизни народа навряд ли можно найти с ним общий язык. Это мое мнение.
В заключение В 90-е, о которых наши авторы так добро вспоминают, много слетелось с Запада поживиться. Помню обсуждение у Познера экономического состояния России, которая не могла сохраниться по всем экономическим законам, да, наверное, и по политическим тоже. Свободы было столько, что Россия должна была потонуть в ней, не умеючи плавать в этом океане вседозволенности. Конечно, тонули не все: для некоторых это была их стихия. Экономические гуру напутствовали бизнес: "можно все, что не запрещено законом". А какие были тогда законы, оберегающие страну от воровства и бандитизма - от дикого капитализма? Закрывались заводы, освобождая территории под торговые комплексы, которые заполнялись продукцией с Запада, безработица и наркомания среди молодежи, бандитские рейды по рынкам и еще много чего, что всегда должно быть при колонизации богатой ресурсами страны. И рождалась новая экономическая "элита" весьма легальным способом: розданные государством ваучеры изымались варварскими методами, а на залоговых аукционах происходило другое показательное ограбление. Наверное, все это прошло мимо наших авторов, или опьяненные свободой были настолько, что не придавали этому значения, и будущее их не пугало так, как стало пугать сейчас
Используемое:
1.
Екатерина Шульман - как нам это пережить - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)2.
Ирина Прохорова: «Можно закрыть границы, но запретить думать невозможно» // «Скажи Гордеевой» - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)Дата публикации: 13 апреля 2022 Источник: SciTecLibrary.ru